«Проводники смыслов»: как гиды создают новые точки притяжения и профессиональные сообщества
Как создавать новые точки притяжения – этот вопрос стал важной темой дискуссий Съезда гидов и экскурсоводов на площадке Первого туристического слёта «Маёвка. Больше, чем путешествие». Там собрались более 1 тыс. практиков и экспертов туристической индустрии из 82 регионов России.
Для организации работы слёта по направлению «Проводники смыслов» Центр знаний «Машук» совместно с Российским обществом «Знание» подготовил обширную образовательную программу. К ней присоединились экскурсоводы и гиды, работающие с детьми, студентами и молодежью – держатели знаний по истории, краеведению и культуре. Они обменивались опытом, знакомились с передовыми практиками по развитию туристических маршрутов, анализировали потребности целевой аудитории и выработали предложения для разных категорий туристов, а также инструменты создания сообществ.
Создание «туристических магнитов» – задача непростая, но интересная. «Для разных объектов нужны разные истории – и разные сценарии», – заявил Михаил Егошин, креативный директор дизайн-завода «Флакон». В качестве иллюстрации он привел в пример проекты «Флакона», реализованные в разных регионах страны: легендарный дизайн-завод, горную резиденцию на Розе Хутор, «Хлебозавод» как место силы креативного сообщества столицы, городской ремесленный квартал и винтажный рынок в Москве, событийное пространство, кофейню и магазин локальных марок в Рязани и др.
Эти объекты компании объединяет ключевой элемент: они держатся на сообществах, и именно к их формированию следует стремиться, чтобы получить живой и развивающийся проект.
При этом мало создать сообщества – в их развитие и поддержку надо инвестировать, отметил Михаил Егошин: «Без проводников, драйверов, таких как мы, как вы, упомянутые истории распадаются. Мы работаем в 16 регионах и стараемся в каждом регионе выстраивать сообщества вокруг наших объектов».
По мнению спикера, в этом помогает работа по креативному развитию территорий – проектированию креативных кластеров и креативных объектов и управление этими объектами и их сообществами.
Для того чтобы стать местом притяжения и реализации разных сценариев, нужно смотреть глазами пользователя этого объекта и решать реальные потребности жизни сообщества: куда поехать, где оставить ребенка на полчаса, с чего начать путешествие, в каком месте сфотографироваться и т. д.
Павел Мажоров, методолог программы «Классная страна» Агентства стратегических инициатив (АСИ), председатель АНО «Школьный туристский информационный центр», поделился опытом создания сообщества через проведение тематической образовательной программы в регионе.
«Мы собрали педагогов, чтобы провести для них программу сопровождения школьных групп, и это позволило нам получить контакты всех активистов школьных поездок в регионе, – рассказал он. – Когда стоит задача быстро найти таких людей, то это довольно сложно – непонятно, кто этим занимается в каждой школе.Есть свои проводники внешних инициатив, и они разные: по культуре один человек, что касается спорта – другой, по туризму – третий. И когда ты пытаешься донести что-то до одной школы, найти такого человека не сложно, но в масштабах региона может быть до тысячи школ – и никто не даст вам такого списка активистов».
Проблему решили созданием сообщества: записали программу, выложили ее на простую платформу, настроили для автоматического получения сертификатов об обучении: чтобы получить его, учителя прослушивают все модули учебной программы. То есть создали продукт и проложили логистическую цепочку доступа к нему. Затем нашли в регионе несколько активистов и предоставили им небольшой грант. «Привлекаешь активистов к участию, например на информирование по программам – и даешь им некую ценность. И собираешь сообщество, потому что активисты здесь становятся проводниками идеи или продукта, – пояснил Павел Мажоров, подчеркнув, что для создания сообщества надо иметь четкую цель. – Рекомендую использовать образовательные программы как отдельную ценность для вашей целевой аудитории. И если точно выбрана ЦА, которая будет распространять ваши смыслы и сотрудничать с региональными центрами туризма, с ними можно работать на внебюджетной основе».
Победительница конкурса «Лучший гид России» Анна Пивоварова представила участникам дискуссии пример пассионарного подхода к созданию точки притяжения. В ее случае такой точкой стал целый регион – ее родная Ростовская область.
«Не регион двигает человека, а человек – регион. Чем больше мы узнаем свой край и продвигаем его, тем больше он продвигает нас, — заявила Анна Пивоварова. – Надо признать, местные жители сами плохо знают свои родные места. Мы объединились с гидами Ростова-на-Дону и вместе проводим акцию “Квартальный ангел” – экскурсии в подарок. В городе сохранилось более 2 тысяч дореволюционных зданий, но они разрушаются. Мы привлекаем к этому внимание местных жителей и тем самым властей. Волонтеры, гиды и сотрудники администрации вместе убирали мусор в одном из красивейших доходных домов города, в котором теперь обещают создать музей истории Ростова-на-Дону».
В ролике, посвященном родному городу, Анна Пивоварова показала, как можно трансформировать смыслы: «Какие у вас ассоциации с городом Ростовом-на-Дону? Ну конечно, это известное выражение “Ростов-папа” с криминальным шлейфом… И что мы можем с этим сделать? Мы можем менять ракурсы и изменять смыслы». Немного юмора – и в итоге ролик показал зрителям целую галерею счастливых пап, транслирующих приверженность традиционным семейным и общественным ценностям.
«Все зависит от нас», – резюмировала «лучший гид России».